Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кубрик стенли

Энциклопедический словарь

КУБРИК Стенли - КУ́БРИК Стенли (Kubrick) (26 июля 1928 - 7 марта 1999, усадьба Чайлдуикбери, близ Сент-Олбанса, Хартфордшир, Англия), американский кинорежиссер. Детское увлечение фотографией уже к 17 годам привело Кубрика в ряды фотографов-профессионалов и в штат журнала «Лук». В 1950 Кубрик уходит из журнала и осуществляет мечту детства - снимает свой первый - документальный - фильм «День боя» (1951). В 1953 дебютирует художественным фильмом «Страх и желание», снятым на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступил в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.

Криминальная драма «Убийство» (1956), первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, впервые привлекла к нему внимание критики. Событием стал его следующий фильм - антивоенная драма «Пути славы» (1957); из-за остроты и сарказма, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы Первой мировой войны, картина была фактически запрещена в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 был вынужден заканчивать начатый Э. Манном монументальный фильм «Спартак» по сценарию Г. Фаста. Несмотря на его успех в прокате, Кубрик в 1961 переезжает в Англию, чтобы избежать конфликтов с голливудским «истеблишментом» и студийной системой, раздраженными его независимостью.

В 1962 режиссер выступает с экранизацией нашумевшего романа В. Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович) «Лолита». Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика заговорила о склонности Кубрика к «черному юмору». Как показал следующий фильм режиссера «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964), правильнее было бы говорить о трагическом видении мира, продиктовавшем обращение к трагифарсу как наиболее адекватному современной реальности жанру. Политическая сатира в форме «черной комедии», «Доктор Стрейнджлав» высмеивал фанатизм и тупость «ястребов» по обе стороны «железного занавеса», нисколько не преувеличивая реальной опасности курса на «сдерживание» и показывая ядерный Апокалипсис как естественный итог политики великих держав.

Следующая картина Кубрика, грандиозная фантастическая эпопея «Космическая Одиссея, 2001» (1968, по А. Кларку) завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. Завораживающая красота изображения мира, мощь современной техники, созданной человеком и бросающей ему вызов, не снимает обвинения в двойственности идеи картины, одновременно утверждавшей верховенство космического разума и ограниченность человеческого познания и возможностей.

Наиболее значительная работа Кубрика «Механический апельсин» (1971, по А. Берджесу (см. БЕРДЖЕСС Антони)) подводит итог авторским размышлениям о современной цивилизации, человеческой морали и социальных перспективах общества. Невероятная в своей абсурдной жестокости «одиссея» молодого садиста Алекса позволяет соединить в одном фильме стилистику «черной» комедии и драмы, превращая героя из палача в жертву и наоборот. Трагическая концепция неистребимости заложенного в человеке зла и пессимистическое отношение к перспективам его насильственного уничтожения с помощью новых технологий предопределили обвинения в цинизме и даже в фашизме, однако безвыходность ситуации, в которой оказываются и герой, и общество, мотивирована безупречно.

В 1970-е годы Кубрик обращается к жанрам экранизации («Барри Линдон», 1975, по У. Теккерею (см. ТЕККЕРЕЙ Уильям Мейкпис) ) и фильмов-ужасов («Сияние», 1980, по С. Кингу), добиваясь все большего пластического совершенства в изображении внутреннего мира человека и его подсознания. Лента «Цельнометаллическая оболочка» (1987) посвящена теме войны во Вьетнаме и осуждению милитаризма. После долгого перерыва в 1999 поставил мрачную семейную драму «Широко закрытые глаза» с Н. Кидман (см. КИДМАН Николь) и Т. Крузом (см. КРУЗ Том) в главных ролях. Она вышла на экраны после его смерти.

Полезные сервисы